Значение дыхания

Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы.»

Васильева Ирина Никифоровна, учитель биологии

Разделы: Биология

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания,узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса|голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”(Dum spiro, spero)Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихсяумение применять полученные знания в жизни,решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляжгортани, торс человека с внутренними органами|органами,настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательнаясистема”.

Тип урока: урок|урок-введение, знакомство с новымматериалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричинойжизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух”доказывает это. Люди заметили, что без воздухачеловек гибнет через несколько минут (самоебольшее через 6 минут).Люди долго не знали,что для дыхания одного человека в герметическизакрытом помещении требуется 2м3 воздуха на1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиббатальон солдат, укрывшийся во время бури|бури втрюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значениедля нас, как, впрочем, для любого живогоорганизма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данныйвопрос и переходит к сообщению целей урока,подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом ииспользование его вокислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организмауглекислого газа и некоторых конечных продуктовобмена веществ: паров воды|воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений свысвобождением энергии, необходимой дляфизиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислыйгаз + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима дляжизнедеятельности организма: вы слушаете,смотрите|смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всёзатрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Такимобразом, кислород – основа жизнедеятельностиорганизма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает вклетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определениепроцесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О2 вклетки организма, участие О2 в реакцияхокисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками иокружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания врабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосфернымвоздухом происходит в органах|органах дыхания – это лёгочноедыхание. Обмен газов между кровью и клеткамитканей называется тканевым дыханием.

Органы|Органы дыхания – это воздушные ворота ворганизм. Познакомимся со строением органов|органовдыхания, проследим, какой путь проделываетвоздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратновыделится углекислый газ.

II. Строение органов|органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовойполости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздухшёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнкуговорят: дыши носом?

 

Опыт с двумя кроликами. Взяли двухкроликов. Одному из них ввели в носовую полостьтрубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясьсо стенками носовой полости. Через несколькодней кролик умер, а другой, дышащий нормально,остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздухобеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морознуюпогоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздухобеззараживается, обогревается (с помощьюкровеносных сосудов) + очищается от пыли|пыли иувлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полостьотделяется от ротовой особой перегородкой –нёбом. Носовая полость разделяетсякостно-хрящевой перегородкой (именно она придаётформу носу|носу) на правую и левую половины. В каждойиз них находятся извилистые ходы|ходы, которыезначительно увеличивают внутреннюю поверхностьносовой полости.

Вся носовая полость выстлана слизистымэпителием. Эпителий имеет специальные выросты –реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же,в слизистой оболочке очень большое количествокровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовойполости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистойоболочке?

Ответ: Очищение от пыли|пыли.

 

Прим. Если бы реснички не удаляли издыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких еёскопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, таккак в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает|попадает в носоглотку(верхняя часть глотки|глотки), а затем в глотку|глотку, скоторой сообщается и ротовая полость. Поэтому мыможем дышать и через рот. Кстати, глотка|глотка какперекрёсток ведёт и в пищевой канал, и вдыхательное горло (трахею), которое начинаетсягортанью.

2. Строение гортани. Гортаньимеет видворонки, стенки которой образованы несколькимихрящами. Самый крупный их них – щитовидный. Умужчин он несколько выступает вперёд, образуякадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи|пищизакрывается хрящом – надгортанником.

 

Задание. Найдите гортань. Сделайтенесколько глотательных движений. Что происходитс гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимаетсявверх, а затем вновь возвращается на староеместо. При этом движении надгортанник закрываетвход в трахею и по нему, как по мосту, движетсяслюна или пищевой комок в пищевод.)

 

Задание. Выясните, что происходит сдыханием во время глотания.

(Оно останавливается.)

В узкой части гортани находятся 2 пары|пары голосовыхсвязок. Нижняя пара участвует вголосообразовании. Спереди связки прикрепляютсяк щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левомучерпаловидным хрящам. При движениичерпаловидных хрящей связки могут сближаться инатягиваться.

  • Видео по теме : Значение дыхания


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector