Науки изучающие человека

Науки изучающие человека

Науки изучающие человека

О разрешите мне загадку жизни,

Мучительно старинную загадку…

Скажите, что такое человек?

Г. Гейне

Кто ты, человек?

Вершина эволюции? Царь природы? Покоритель космоса? Самое разумное существо? Атом во Вселенной|Вселённой? Созидатель или разрушитель? Откуда появился на планете Земля?

Науки, изучающие человека, много лет ищут ответы на эти и другие вопросы, с древних времён ломают головы|головы над ними исследователи и мыслители.

В различных культурах, религиях, философских учениях существует огромное разнообразие взглядов на природу человека и взаимодействие его с физическим и ментальным миром. Эту совокупность можно рассматривать как первичное становление наук о человеке.

Почему не одна наука?

Есть наука о человеке антропология, но она не может представить весь спектр знаний, охватывая лишь биологический, эволюционный и в отдельности философский аспекты.

Что представляет собой человекознание?

По классификации В. Г. Борзенкова, можно насчитать до 200 дисциплин, которые представляют собой науки, изучающие человека.

Их можно сгруппировать в несколько блоков:

  • науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология и др.);
  • науки о человечестве (демография, социология, этнография,политология, экономика и др.);
  • наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина и др.);
  • науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика и др.);
  • науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика и др.).
  • Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определённых устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

    Человек как объект изучения

    Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.

    Познание человеком самого|самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности – сложная задача.

    У неё никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.

    Европейский подход

    Общественная мысль в XX веке сделала самым своим влиятельным направлением философскую антропологию.

    В этом учении человек является центральной осью, вокруг которой происходят всё|все процессы бытия в мире. «Человек есть мера всех вещей» — этот античный принцип философии Протагора даёт начало|начало теории антопоцентризма.

    Христианская идеология, одна из основ европейской культуры, тоже утверждает человеко-центристскую идею земной жизни. Согласно ей считается, что Всевышний, прежде чем сотворить человека, подготовил на Земле условия для его существования.

    А как на Востоке?

    Восточные школы философии, наоборот, никогда не ставят человека в центр мироздания, считая его частью, элементом природы, одним из её уровней.

    Человек, согласно этим учениям, не должен противостоять совершенству природы, а лишь следовать ей, прислушиваясь, встраиваясь в её ритмы. Это позволяет сохранить душевную и физическую гармонию.

    Известно всё?

    Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой|порой пугают отсутствием этических рамок.

    Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, выращивание органов|органов, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения – такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь|помочь больным!

    Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же ещё не сделала наука в жизни человека?

    Геном|Геном человека

    Учёные-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали геном|геном человека. Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.

    Колоссальный труд нужен не просто как «чистое» знание, на его основе делаются и будут сделаны новые шаги в медицине, иммунологии, геронтологии.

    Сила мысли

    Какие науки изучают человека и его способности?

    Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало|мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.

    Методики развития мыслительной деятельности всё больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому устному счёту), теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.

    Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете|полёте или боевых действиях.

    Хватит быть покорителем природы!

    Конец прошлого тысячелетия ознаменовался невиданным ростом технического прогресса. Казалось, что человеку подвластно всё: двигать горы|горы, поворачивать вспять реки|реки, безжалостно опустошать недра и уничтожать леса|леса, загрязнять моря|моря и океаны.

    Глобальные катаклизмы последних десятилетий показывают, что природа не прощает такого отношения. Для того чтобы сохраниться как виду, человечеству нужно заботиться не только об отдельных жилищах|жилищах, но и о нашем общем доме – планете Земля.

    Одной из важнейших наук становится экология, показывающая, как, разрушая природу, человек вредит самому себе. Зато выполнение рекомендаций, разработанных учёными, позволяет сохранять и восстанавливать окружающую среду|среду.

    Человек и общество

    Войны|Войны, перенаселённость городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.

    Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.

    Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.

    Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь|помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.

    Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе даёт шанс для жизни следующих поколений.

    Открытый вопрос

    Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.

    И сотен дисциплин мало|мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.

    Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось познать себя методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

    Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

  • Науки изучающие человека

    Науки изучающие человека

    Вопрос, какие науки изучают человека, носит скорее риторический характер, так как всё|все науки, так или иначе, связаны с человеком или его пониманием мира.

    Человек ощущает и изучает природу в соответствии со своим мышлением и способами восприятия. С точки зрения другого существа, и мир, и вселенная|вселённая, и пространство, и время могут выглядеть совершенно иначе. Поэтому математика, скажем, насекомых, может быть совершенно иной, чем человеческая.

    Что же касается наук, которые изучают человека непосредственно, то наиболее важными являются анатомия и психология. Анатомия изучает тело и физиологию человека, а психология — его душевный мир.

    Видео по теме : Науки изучающие человека

    Науки изучающие человека

    Науки изучающие человека

    анатомия (из чего состоит);антропология (проихождение и развитие);биофизика (что происходит в биологических системах разного уровня — от молекулы до биосферы (физические законы на биологическом уровне);биохимия (какие процессы идут в клетках на химическом уровне);генеалогия (родственные связи);генетика (наследственность и изменчивость);история (что делал в прошлом);лингвистика (как, что и почему говорит);медицина (чем болеет, как лечить);психология (причины поведения и реакций);социология (как ведёт себя в социуме);философия (взаимодействие человека и мира, изучение познания, нравственности);этнография (происхождение народов).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector