Биологические задачи

Биологические задачи

Биологические задачи

По материалам сайта гимназии №1 г. Ульяновска

Важное умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится : моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом|полом, или наследование признаков при взаимодействии генов… Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укорочёнными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца|яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица|Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвёртую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Ответ: обе задачи на моногибридное скрещивание, так как речь идёт об одном гене. (Ключевые слова выделены в тексте задач.)

Типы задач

Всё|Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом|полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трём типам: 1) расчётные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчётной задачи должны содержаться сведения:– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом|полом и др.);– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.Вопрос расчётной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведём пример задачи расчётного типа.

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены|жёны кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребёнка.

Решение этой задачи начинается с записи её условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены|жёны легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Решение.

Р:        аа х Аа гаметы: (а) (А) (а)F1:        Аа, аа, где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребёнка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребёнок в семье родится нормальным и один многопалым» или ещё хуже: «Первый ребёнок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:– о характере наследования признака;– о фенотипах родителей;– о генотипах потомства (прямо или косвенно).Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха|меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределённость генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха|меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Решение.

Р:         Aa х aa гаметы: (А)   (а)     (а)F1:        1 Aa : 1 aa , Где: А – ген коричневой окраски меха|меха, а – ген голубой окраски меха|меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом|другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);– содержится количественная характеристика потомства.В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 4. Скрестили пёстрых петуха и курицу. Получили 26 пёстрых, 12 чёрных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пёстрые, 1/4 чёрные), чёрные и белые цыплята гомозиготны, а пёстрые гетерозиготны.Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Решение.

Р:       A +A х A +A           пёстрые   пестрыегаметы: (А+) (А) (А+) (А)F1:        1А+А+ : 2 А+ A : 1AA           чёрные пёстрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или чёрный цвет, а вместе они контролируют развитие пёстрого оперения.

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

Задача 5.

1. Какая окраска шерсти|шерсти у кроликов доминирует?2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти|шерсти?3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует тёмная окраска шерсти|шерсти.2. Р: АА х аа; F1: Aa.3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Рисунки могут быть схематичными.

Задача 6.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

Ответы.

1. Доминирует шаровидная форма плода.2. Р: аа х АА; F1: Аа; F2: 25% АА, 50% Аа, 25% аа.3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).

Задача 7.

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а жёлтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

Ответы.

1. Р: АаВb х ааВb; F1: АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.2. Наследование признака окраски плодов томата идёт независимо от их формы, а именно отношение числа|числа красных плодов к жёлтым равняется:(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,а круглой формы к грушевидным:(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Решение типовых задач с использованием законов Г.МенделяМоногибридное скрещивание

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

Решение.

При скрещивании между собой растений с розов


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector